В журнале 12V статья о нас - чип-тюнерах России

Cтатья из журнала 12V №04(83) 2006

Станислав Бирюков

2-4 марта прошел седьмой очередной съезд чип-тюнеров России. Съезд прошел в пансионате «Лесные поляны», недалеко от подмосковного Звенигорода. На протяжении нескольких дней профессионалы чип-тюнинга и диагностики обсуждали проблемы, касающиеся различных аспектов работы с оборудованием для автомобильного чип-тюнинга и диагностики. Материал, который мы подготовили на этом съезде и предлагаем вниманию читателей, не будет являться пересказом повестки дня заседания - она слишком специфична. Статья адресована тем, кто желает получить общее представление об особенностях чип-тюнинга, чтобы в дальнейшем попытаться приобщиться к вышеупомянутому сообществу профессионалов.

На съезде был заслушан отчет по тестированию диагностических сканеров иностранного производства (подробные результаты этой работы были представлены техническим экспертом компании «АмЕвро» Сергеем Газетиным). Большая часть этой работы была проведена автором доклада при непосредственном участии и поддержке организатора съезда – Владимира Селиверстова. Резюме доклада можно сформулировать следующим образом.

В настоящее время рынок сканеров стабилизировался и вряд ли в ближайшее время на нем появятся новые сильные участники. Основная масса проверявшихся приборов занимает доминирующие позиции как на нашем рынке, так на и рынках Европы и Северной Америки, и в этом смысле сделанная «выборка» является вполне репрезентативной. Вот список приборов, участвовавших в тесте: итальянские ST-6000 и Reflex, корейские CarmanScan II и AM-Pro(бывший DCN-Pro), американо-голландский PDL-1000, немецкий KTS-650, тайваньский VeDis и китайский X-431. Подробное освещение результатов тестирования выходит за рамки данной статьи; все, кого интересуют технические подробности, могут получить их в офисе компании «АмЕвро».

Собственно ситуация на сегодняшний момент такова: несмотря на то, что производители декларируют универсальность (способность диагностировать автомобили различных марок) и широкие функциональные возможности своих приборов, ни один из существующих сегодня на рынке сканеров, к сожалению, не может в полной мере удовлетворить требованиям профессионалов. Пожалуй, к аутсайдерам можно отнести оба итальянских прибора, поскольку их возможности явно не дотягивают до уровня конкурентов. Остальные приборы, хоть и обладают более «универсальным» софтом, все же имеют те или иные пробелы в покрытии, а также другие недостатки. У одних хуже представлена «Азия», у других – «Европа», третьи очень слабо поддерживают определенные марки автомобилей (например, Opel и европейский Ford), нередко весьма существенно ограничены функциональные возможности, есть проблемы с корректностью передачи данных и т.п. Таким образом, в настоящее время при организации диагностического участка, необходимо, либо сознательно сужать спектр обслуживаемых автомобилей, либо приобретать как минимум два сканера, причем от разных производителей. Изменится ли ситуация в будущем – покажет время...

На съезде движения Chip-Tuning Team нашим первым впечатлением было удивление оттого, что движение действительно существует и объединяет представителей многих российских регионов. Причем в рамках движения встречаются специалисты, представляющие различные фирмы одного региона, а значит, конкуренты. Но на съезде нет места конкурентной борьбе, здесь решаются другие задачи, да и участники движения стоят на позиции взаимопомощи.

У мероприятия совершенно нет никакого пафоса, зато, безусловно, есть здоровый дух. Люди серьезные, профессионалы, встречаются для обсуждения своих насущных вопросов. На встречу приглашаются производители оборудования (а может быть, они даже участвуют в организации съезда), приглашаются разработчики и вместе с наиболее активными и грамотными пользователями обсуждают дальнейшие пути развития оборудования. Решаются стратегические и наиболее важные тактические вопросы. Если общее мнение не вырисовывается сразу, приходится прибегать к голосованию. Демократия, однако... Таким образом, пользователи формируют требования, которые воплощаются в жизнь разработчиками и производителями.

В то же время атмосфера мероприятия раскрепощенная, у случайно заглянувшего в зал человека могло сложиться впечатление, что встретились старые друзья, можно было даже вообразить на их месте одноклассников или однокашников по вузу, если бы не приличный разброс в возрасте участников. В общем, можно только выразить сожаление, что сам не принадлежишь этому сообществу интересных людей.

Если вы планируете заниматься чип-тюнингом и диагностикой, обратите особое внимание на упоминаемые далее интернет-ресурсы – на них можно найти всю необходимую для начала деятельности информацию.

Олег Сим, создатель и администратор сайта www.chiptuner.ru

Этот сайт (кстати, советую заглянуть) – информационный портал с основными сведениями по чип-тюнингу и диагностике. Начинался он как простая домашняя страничка, на которой я попытался систематизировать то минимальное количество разрозненной и противоречивой информации, посвященной чип-тюнингу. Естественно, этим дело не ограничилось, постепенно появилось много «смежных» разделов и направлений. Сейчас это самый полный и самый популярный сетевой ресурс по данной тематике, интересный как новичку, так и профессионалу. У нас вы найдете все – от простого объяснения, что же такое «чип-тюнинг» до специфической технической информации, понять которую может только технически подготовленный человек. Этим убивается два зайца: сайт выполняет и задачу популяризации чип-тюнинга и является источником информации для профессионалов. Естественно, что вокруг сайта появилось большое количество неравнодушных людей, которые общались между собой на web-конференции. Они привыкли помогать друг другу, сообща решать возникающие проблемы и, в результате взаимовыгодного виртуального общения, сдружились и объединились в неформальную организацию Chip-Tuning Team (СТТ). И в начале 2002 года состоялся первый съезд, где «виртуальное» знакомство переросло в личное. Теперь же многие из присутствующих на съезде людей – настоящие друзья, а само СТТ в целом – организация, объединяющая настоящих профессионалов. Так же «Чиптюнер», в создании информационной базы которого участвует большинство из присутствующих на съезде людей, активно поддерживает компанию «SMS-Software», выросшую из наших рядов и альтернативы которой в области программного обеспечения для чип-тюнинга ВАЗ и ГАЗ просто нет.

Алексей Михеенков, группа SMS-software, www.sms-software.ru

Чип-тюнинг – это основное направление деятельности группы программистов SMS-software в содружестве с ООО «Автоэлектрик», которое является производителем нашего оборудования и основным дилером. Начали мы заниматься чип-тюнингом ВАЗ в 1999 году. Уровень чип-тюнинга отечественных автомобилей в ту недавнюю пору никак нельзя было считать серьезным, существовал он в таком виде: на ВАЗе что-то с какой-то целью откалибровали, кто-то это купил, и разошлось это в узком кругу, об авторах доработки никто ничего не знал. Мы же пошли несколько другим путем, не стали ограничиваться разработками определенных прошивок, как это делают иностранные коллеги, а разработали программное обеспечение, позволяющее чип-тюнеру редактировать все доступные калибровки. Разумеется, он должен это делать с пониманием, поскольку система управления сложна, она взаимодействует с двигателем, который можно вывеси из строя, например, неправильной установкой угла опережения зажигания. Программа ChipTuningPro известна не только среди профессионалов, но и среди интересующихся, в настоящее время это стандартная программа. Были попытки создания клонов, скажем так, нечестным путем. Доходило до абсурда, наши ошибки – а любая программа может содержать ошибки – копировались в другие программы. Если бы производители программ проводили собственные исследования, они никак не смогли бы ошибиться таким же образом. Производители клонированных программ не оказывают какой-либо поддержки: они неплохие программисты – могут сделать все красиво, реализовать построение графиков и т. д., но они далеки от автомобиля, его двигателя и системы управления. Нередко случается, что реальный результат чип-тюнинга не соответствует ожидаемому. Мы же всегда можем дать квалифицированный ответ на все вопросы. Мы поддерживаем наших пользователей, у нас постоянные обновления. ВАЗ тоже не стоит на месте, пытается отслеживать ситуацию, совместно с BOSCH создает новые контроллеры с новым программным обеспечением. Мы стараемся идти в ногу со временем и поддерживать все вазовские нововведения оперативно и полно. Сейчас есть такая тенденция, что покупают все больше иномарок, мы тоже будем на это реагировать. Уже выпущен модуль поддержки Hyundai. Это означает, что специалисты, занимающиеся диагностикой и обслуживанием этих автомобилей, теперь могут с помощью нашего прибора изменять значения калибровок в прошивках этих автомобилей с целью достижения нужных клиенту значений параметров.

Постоянно возникает много вопросов на тему, нужен ли чип-тюнинг и если нужен, то зачем. Многие спрашивают прямо: «Неужели одни вы такие умные, а производители автомобилей – дураки, которые не могут сразу написать хорошую прошивку?» Ответ на этот вопрос таков: заводской разработчик создает прошивку под среднестатистического пользователя со среднестатистической манерой езды. Кроме того, заводские разработчики привязаны к списку критериев, которые обязательно должны соблюдаться (например, не должны превышаться не только нормы токсичности, но и расход топлива).

Если же заказчик хочет ездить быстро, чтобы был отклик на педаль газа безо всякой «задумчивости», он готов смириться с повышенным расходом топлива при динамичной езде. Под него делается специальная прошивка, благодаря которой в небольшой степени повышается максимальная мощность (ощутимой прибавки мощности двигателя чип-тюнингом добиться нельзя), и более значительно повышается максимальный крутящий момент в определенной зоне характеристики, а это самое главное для динамических показателей (американцы говорят: лошадиные силы продаются, а крутящий момент выигрывает гонки). Проводились стендовые испытания, сравнивали нашу прошивку со стандартной – время разгона до 100 км/ч уменьшилось почти на 2 с. Это очень существенный показатель с учетом того, что достигается он без капиталовложений в запчасти, только за счет оптимизации программы.

ChipTuningPro позволяет редактировать калибровки, представляемые в виде таблиц. Например, угол опережения зажигания на определенных оборотах и при определенном расходе воздуха. Редактирование калибровок производится статично: Вы открываете файл прошивки, что-то выстраиваете, сохраняете и зашиваете в контроллер. Затем пробуете, что же получилось в результате. Такой метод подходит для серийных автомобилей, у которых известные одинаковые двигатели и специалист с опытом понимает, что можно ожидать при той или иной настройке. При автоспорте или тюнинге двигателей подход совершенно другой. Поскольку двух похожих моторов не бывает, и каждый моторист вносит свои доработки, в данном случае требуется настройка в движении, на работающем двигателе. Кроме того, владельцы нестандартного мотора, естественно, желают получить максимум его характеристик. Для этого существует комплекс On-Line Tuner. Он состоит из блока управления, который на время настройки устанавливается вместо автомобильного, и программного обеспечения. Испытатель управляет автомобилем и меняет программные настройки, которые в реальном времени отражаются на работе двигателя. Таким образом, все параметры отстраиваются в движении, результаты калибровок сохраняются, затем в соответствие с ними прошивается контроллер, который был на автомобиле. Система достаточно удобная, не требует лишних вложений средств от заказчика (не требуется особый спортивный контроллер). Конечно, в данном случае требуется высокая квалификация специалиста, производящего настройку. Он должен четко представлять, как влияют параметры системы управления на работу двигателя.

Прежде чем огласить собственные выводы от прослушивания официальной части съезда, хотим поблагодарить Владимира Селиверстова (www.chipmaster.ru) за организацию этого полезного мероприятия – «Седьмого съезда чип-тюнеров» .

Итак, чип-тюнинг – это настройка системы управления под требования заказчика. Результатом настройки является улучшение каких-либо параметров. Поскольку практически любые решения в автомобилестроении представляют собой компромисс, то платой за улучшение одних параметров неизбежно является ухудшение других параметров. Иногда существует возможность двухрежимного чип-тюнинга, при котором водитель может переключать программу контроллера, в зависимости от режима эксплуатации. При несерийном двигателе метод настройки принципиально отличается, настройка осуществляется в движении. Для получения более подробной информации обратитесь к вышеупомянутым интернет-ресурсам.

Поделиться: